Детали технологии. Цвет в керамике
Несколько постов про работу с цветом в керамике привели к необходимости рассказать, как и откуда открываются возможности и ограничения. Рассказать про технологию производства цвета в керамике.
Этот пост не про изготовление керамики с нуля. А именно про нанесение цвета.
Представим, что у нас есть заготовка.
Да, именно так выглядят заготовки. Это керамические изразцы после первого обжига. Разные глины обжигают на разных температурах. Поэтому заготовки одного производства идеально обжигают только на данном производстве. Керамика капризна и не прощает пренебрежений.
Допустим, мы всё про эти заготовки знаем. Далее перед нами стоит задача покрыть керамику глазурью. О видах глазури мы рассказывали в этой статье. И еще в этой статье.
Глазурь – своего рода мелко молотое стекло с добавками, чтобы в процессе обжига при температуре 900-1300 градусов, глазурь плотно соединилась с основой (с керамикой).
Какие бывают дефекты? – мы поговорим отдельно, если это будет интересно.
А сейчас немного реальности.
Глазурь до и после обжига.
Многим известная история – глазурь до обжига имеет совершенно иной цвет, чем после обжига. Представьте, что Вы смотрите на солнце сквозь бутылочное стекло – глубокое цветное стекло. И вдруг бутылка падает и разбивается на мелкие части. Вы видите белые стороны сколов. И стекло уже не такое зеленое или синее. Да, если перемолоть стекло в пыль, то это будет светлая масса. И даже при разведении водой, масса не становится снова зеленой.
Именно так происходит с глазурями. Для работы глазури могут быть подготовлены в виде сухого порошка или некой взвеси в жидкости.
Способ нанесения глазури.
Каждая глазурь и технология требует особого подхода.
Глазурь можно наносить кистью, окунать в глазурь, поливать, использовать пульверизатор и т.д. Способ зависит от того, что мы хотим.
Один способ дает больше простора для творчества. Другой – дает равномерный цвет. Третий – создает эффекты.
Один подходит для плоских изделий, другой – для ваз или чаш, третий – для авторских сложных по форме изделий.
Как Вы видите вариаций столь много, что рассказывать про технологии можно год. А затем еще 10 000 часов практики. Ежедневной практики.
Можно ли дать гарантию?
В некоторый момент развития производства мы приняли решение, что у нас будут понятные глазури, с которыми мы умеем работать и про которые всё знаем.
Хотя.
Несколько лет назад у нас был очень легкий заказ. Очень легкий. И мы в спокойном формате всё сделали. Запас по нашей норме составлял около 10%. Запускаем всю партию изразцов в обжиг. На завтра всё должно быть идеально. И! Вместо белого, всё выходит желтым. Да! Вся партия запорота, потому что нам нужны белые изделия. Мы перелопачиваем все причины, какие только возможны. За 20 лет работы в керамике смотреть на зоны риска мы умеем.
Перед заказчиком мы выглядим просто лохами, потому что элементарные вещи делать не умеем. Поставщики глазури рассказывают, что мы используем не ту воду и бла-бла-бла. Вот так заказ становится в долю момента ужасом. Да, мы нашли проблему у поставщиков. Заказ доделали. Но, конечно, Заказчик не поверил. И он прав.
Производство сырья в керамике.
Еще одно поле рисков для бизнеса в керамике – поставщики материалов.
Изготовление чашечек или фигурок не требует того, чтобы они были одинаковыми. А вот с плиткой дело обстоит иначе. Особая зона Hand made прекрасна, но бОльшая часть проектов в результате ожидаемо равномерная. То есть мы должны пользоваться стабильными материалами, которые дают предсказуемый результат.
- красители. Долгое время отечественные красители были самыми доступными в керамике. Большая часть из них при повторном обжиге меняла цвет. То есть обжечь панно 2-3-4 раза было невозможно без потери цвета. И для меня до сих пор остается вопросом, как писали панно раньше? Без электронных датчиков и без электричества? Сейчас мы пользуемся иностранными красителями, что дает нам некую стабильность, не учитывая вероятные политические ограничения.
- основа глазури – стекло. Найти хорошее стекло – тоже чудо для керамистов. Самое важное – подобрать свойства глазури к глине. И это главный рецепт керамиста. Потому что качество нужно выдавать в первую очередь.
- Эффектарные глазури. Это дорого и очень интересно. Капризно и одновременно завораживает. Каждый керамист обычно любит какие-то свои особые глазури. И с ними “шаманит” красоту.
Можно ли производить сырье самим? Да, каждая мастерская или производство решает этот вопрос для себя. Доступность + стабильность + качество.
Способов много. Каждый решает для своего бизнеса самостоятельно.
У себя, в Клинской керамике, мы приняли стратегические решения. И по мере развития, конечно, делаем всё, чтобы доступность+качество+стабильность сырья повышались.
Оборудование для производства керамики.
Почему бы не поставить оборудование в каждую мастерскую?
Каждый цикл производства требует специалистов. Какие-то участки, например, заготовка глины это большие территории, дающие дешевый материал. То есть его нужно производить много, чтобы цех окупался. Не каждая мастерская себе это позволит. Делать глазури – громко и тоже отдельный цикл работ. Да и где же творчество?
Опять же, могу говорить про Клинскую керамику. Мы на каждом участке себе ответили на вопрос, как мы работаем сейчас и как хотим работать в будущем. Многие решения внедрены с помощью системы бережливого производства.
Часть сырья мы производим сами, часть – покупаем. Везде ищем оптимальное соотношение важных для нас и для производства параметров.
Как расписывают панно?
Немного расскажу о технологии росписи панно. Чуть выше говорила о том, что есть большая разница – производить отдельные предметы или те, что будут сравнивать друг с другом, например плитки или изразцы.
Панно.
Панно состоит из нескольких изразцов, на которых ведется роспись. Я возьму легкий формат – панно на стандартных изразцах 200х200 мм или 100х100мм.
Мы покрываем заготовки базовой глазурью и с этого момента трогать панно руками нельзя. Нет ластиков или других возможностей стирать.
На панно наносим рисунок сначала карандашом, чтобы примерно понимать где какая фигура, предмет. И затем начинается роспись.
- Мы используем краски, похожие на акварель, на гуашь. И те и другие делаем для себя сами.
- В процессе обжига каждый штрих нужно запоминать, потому что краски после обжига будут не того цвета, как доб обжига.
- При нанесении одной краски на другую, нужно помнить, какие краски можно смешивать, а какие нет. И помнить силу каждой краски, потому как одна краска может “съесть” другую.
- После первого обжига могут получиться какие-то дефекты и тогда нужно дописать деталь панно и обжечь еще раз. Каждый раз это риск, потому что в процессе обжига есть вероятность, что деталь лопнет и нужно будет начинать с самого начала.
Зато самое приятное – после обжига, когда все получается. Есть панно, которые пишутся несколько недель. И это отдельное чудо – увидеть результат в цвете.
Пример из жизни. Однажды мы делали очень красивое сложно панно, потому что использовали одну из капризных глазурей плюс золото. Отдали заказчику. Всё прекрасно. Еще через некоторое время во время монтажа центральный изразец уронили и разбили.
“Сделайте нам один изразец”. Это самое сложное. Потому что нужно попасть по цвету в соседние. Потому что для росписи нужно соседние снять и привезти для работы. Мы сделали около 6 копий, прежде чем получился нужный изразец. Каждая копия это не только материал и работа, но и время. По 3-5 дней уходит на каждый вариант.
Мифы и заблуждения.
Миф №1. Изразец покрыт лаком.
При обжиге глазурь растекается и застывает единым слоем стекла, внутрь которого вплавлен рисунок. Лаком покрывать такое изделие не нужно. Изразцы и нормальную керамику лаком не покрывают.
Миф №2. Рисунок холодными глазурями и обжиг в духовке.
Керамику обжигают при температуре около 900-1300 градусов. В духовке такой температуры не бывает. А “холодные” краски при такой температуре выгорают. Холодные краски – для хобби.
Миф №3. Сделайте мне 1 изразец. Это же легко.
Для изготовления одного изразца не из типовых коллекций, нам нужно этот один изразец проводить по полной технологической цепочке. Если у Вас от старой разбился нужный изразец и нужно сделать аналогичный, то рассчитывайте, что производство займет время и будет стоить денег. Тут прописаны оргвопросы.
Миф №4. Любой художник может писать по керамике.
Очень распространенный миф. С одной стороны да, может. С другой стороны скажу, что после того, как с керамическими красками поработает пару лет по 8 часов в день.
Именно поэтому, если художник берет в работу проект, то он должен довести его до финала, потому что сменить руку в процессе нельзя.
Миф №5. Дизайнерский. Пришлите фото панно перед обжигом.
Частый запрос дизайнеров. С одной стороны понятно, потому что каждый уважающий себя дизайнер болеет за свой проект. И это вызывает уважение. Но, до обжига посмотреть цвета невозможно. Только композицию. И каждый раз объясняю, что белый становится голубым, серым или розовым. А этот зеленый не зеленый, а синий. И этот сиреневый станет фиолетовым, а этот сиреневый станет синим. И так далее. Такова реальность.
И эта реальность прекрасна. Потому что при всех особенностях работы с цветом, это потрясающий мир возможностей и неожиданностей. Керамика это всегда активно работающая голова. И очень быстро привыкаешь верить в чудо. Те, кто открывает печи после обжига, знают, что каждый раз сердце ждет приятных чудес.
Пингбэк: Кухонный комплекс "Легкость". История 2020 • КЛИНСКАЯ КЕРАМИКА