Главная страница » Изразцы » Кому, если не детям 8 октября 2008 Ведомости

Кому, если не детям 8 октября 2008 Ведомости

Ведомости
Надо ли воспитывать из собственных детей преемников бизнеса и если надо, то как – российские бизнесмены пока не нашли ответа на эти вопросы

руководитель проекта «Наследник бизнеса». Уральской школы бизнеса (Челябинск) «Готовить детей к работе в семейных компаниях надо с восьмого класса и рассматривать это как профориентацию»

У генерального директора компании «Бернер ист» (производство и продажа овощерезок) Аллы Мишиной двое детей – дочь 15 и сын 11 лет. «Естественно, я думаю об их возможном предпринимательском будущем, – признается Мишина. – Но просто передать бизнес сыну, чтобы он его развалил, мне совершенно не нужно. Сначала надо понять, какие у детей интересы». Мишина много внимания уделяет образованию детей. Но не забывает о воспитании. «В качестве наказания за двойки и тройки весенние или осенние каникулы дети проводят на производстве – складывают коробочки, – делится педагогическим ноу-хау Мишина. – Водитель в 8 утра забирает ребенка из дома и передает мастеру цеха. Целую неделю дети ежедневно ходят на работу, видят людей, которые всю жизнь склеивают коробочки, слышат, как они разговаривают. Начальник цеха следит за тем, чтобы никакой ненормативной лексики не было. Дети возвращаются домой ошалевшие. Спрашивают: а сколько получают эти люди, а как они живут без водителя и домработницы? Эффект от такой трудотерапии отличный. Дети понимают две вещи. Во-первых, куда они могут попасть, если не будут учить английский и математику. И во-вторых, что они тоже должны что-то вкладывать в мамино дело, а не тратить ее силы на разборки со своими двойками и тройками». «Молодец! – одобряет метод Мишиной директор компании «Дирекция фонда МГИ» (пошив одежды медицинского назначения) и отец троих детей Борис Шмелькин. – Я, правда, такой метод еще не опробовал, но идея мне нравится, я подумаю». Пока что Шмелькин отправил старшего сына, студента МГУ, в армию – «чтобы человек был нормальный».

Не наказывать трудом

«Подобная трудотерапия подходит не всем. Если перегнуть палку, можно получить отвращение к труду. С одной стороны, труд не должен восприниматься как наказание. Но с другой – как еще научить трудиться ребенка, который живет в полном достатке?» – рассуждает детский психолог Ольга Чернышева. Тема воспитания преемников актуальна и для нее: Чернышева – владелица компании «Веста-изразцы» (производство изразцов ручной работы) и мать двоих детей. «Мой бизнес пока только поднимается, поэтому хорошим достатком я похвастаться не могу. И для моих детей труд – не наказание, а способ заработать карманные деньги. Дети помогают в студии, которую я веду, и за это получают вознаграждение. Конечно, я обдумываю передачу бизнеса. В этом году отдала детей в художественную школу. Я все время говорю им, что мое дело не должно быть зачеркнуто. Бизнес, который я начинала с нуля, нужно кому-то передать. Кому, если не детям? Конечно, они сами должны сделать выбор. Но я их к нему подталкиваю», – смеется Чернышева.

Свой или с улицы

«Ответственность за будущее созданной родителями компании не должна висеть над ребенком тяжким бременем», – считает заместитель генерального директора компании Grishko Ирина Гришко. Ее саму в преемники бизнеса не готовили. По первому высшему образованию Гришко инженер, по второму – экономист. «Только после того, как у меня появился определенный опыт работы в западных компаниях, меня пригласили в компанию отца», – рассказывает Гришко. Сын Гришко сейчас заканчивает школу, но в преемники семейного бизнеса она его не готовит. «Он очень творческий человек, готовится поступать в МГХПУ им. Строганова. У ребенка должно быть право выбора, – убеждена Гришко. – В нашей стране уже сложился цивилизованный рынок труда, так что можно, как это делается во всем мире, нанять грамотного управляющего компанией».

«Иногда проще нанять толкового менеджера и дать детям возможность самореализоваться, – соглашается Шмелькин. – Хотя, конечно, передача бизнеса детям – больной вопрос. Я много об этом думаю и склоняюсь к мысли, что у детей все же должна быть своя жизнь».

«Постороннего человека брать опасно, – считает генеральный директор юридической компании «Вахнина и партнеры» Алексей Вахнин. – В преемники меня никто особо не готовил. Мама была занята с утра до вечера и не успевала этим заниматься». До работы в семейной компании он получил медицинское образование, стал кандидатом медицинских наук, работал на телевидении и в журналистике. «Но я регулярно выполнял работу еще и для нашей компании. А когда она стала развиваться, выяснилось, что некому возглавить новое направление. Генеральным директором должен быть кто-то свой, а не человек с улицы», – говорит Вахнин.

«Подготовить детей к работе в семейной компании невозможно, – считает заместитель генерального директора ИТЦ «Сканэкс» Ольга Гершензон. – Либо человек с детства проникается идеей о том, что это и его бизнес, либо – нет. У нас из пятерых детей трое работают в компании. Конечно, мы этого хотели, но не ожидали такого счастья. Мы – демократичные родители и никогда не давили. Наоборот, дети всегда говорили нам: «Вы постоянно заняты, мы такой жизни для себя не хотим», но в итоге все же пришли к нам на работу. Старший сын начал работать только три года назад и жалеет, что не сделал этого раньше. Зато самый младший – ему сейчас 7 лет – уже готов работать в компании».

Принимать решения

«Два года назад наши клиенты, слушатели курса для владельцев бизнеса, признались, что не понимают, как вовлекать детей в семейный бизнес, – рассказывает руководитель проекта «Наследник бизнеса» Уральской школы бизнеса (Челябинск) Наталья Пьянкова. – Дети видят, что мама с папой на работе, но не понимают, что это такое. Я считаю, готовить детей к работе в семейных компаниях надо с 8-го класса и рассматривать это как профориентацию».

«Если для человека бизнес – лишь способ вложить деньги, то он не рассматривает его как дело, которое обязательно нужно кому-то передать. Он научит ребенка удачно вкладывать деньги в успешные проекты, – говорит директор компании «Коллекция приключений» Александр Нефедов. – Если же это дело, созданное потом и кровью, включается личная ответственность. Человек мечтает, чтобы дело не погибло. Тогда в качестве преемника ребенок будет рассматриваться одним из первых. Но напрягать постоянным напоминанием «смотри не профукай» тоже нельзя. Есть риск добиться обратного эффекта. Передаче ответственности лучше всего способствует личный пример. Если в семье доброжелательные отношения, если ребенку хорошо с родителем-бизнесменом, он сам захочет быть таким и продолжить семейное дело. И, конечно, очень важно дать ребенку определенный комплекс образования и воспитания, чтобы он рос с ощущением «я это смогу».

«Мы учим детей принимать решения и потом отвечать за них. Но не для того, чтобы передать им бизнес, – говорит генеральный директор компании «Лаборатория дизайна» (производство витражей) Роман Поляков. – Через несколько лет мы собираемся его продать и уехать в теплые страны. А детям придется остаться здесь и самим выбирать путь в жизни».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *