Главная страница » Глиномания » Больше чем плитка 28 апреля 2008
камины Клинская керамика

Больше чем плитка 28 апреля 2008

Статья – Ведомости
В компании «Веста-изразцы», созданной в 2004 г., вручную делают изразцы для печей и каминов. На первом году жизни оборот компании составил 600 000 руб., в 2007-м – около 2,5 млн руб.

ольга чернышова

В.Баранов

У генерального директора компании «Веста-изразцы» Ольги Чернышевой три высших образования: техническое, психологическое и психотерапевтическое. «Работая с детьми, я почувствовала, что мне остро не хватает связанной с ручным трудом деятельности. Глина оказалась полезной, – объясняет Чернышева. – А в конце 90-х мои друзья, у которых была компания «Бином» по производству плиточных бордюров, пригласили меня делать эскизы и краски для керамики. Одновременно я начала вести направление по производству изразцов». Она признается, что вначале было сложно: «Никакого дедушки – хранителя старинных традиций найти не удалось, пришлось до всего доходить своим умом. Сложно было научиться тиражировать удачные образцы и добиться серийного производства изразцов хорошего качества».

Печки в наследство

Инвестиции в компанию Чернышева оценивает в 400 000 руб.: «Это были не деньги, а оборудование, оставленное мне компанией «Бином» после нашего разделения. Я многое и практически бесплатно делала для них (краски, технологию, эскизы), и за несколько лет работы они расплатились со мной оборудованием. Они переносили производство в Калужскую область, и вывозить старые печи им было невыгодно».

Клиенты приходят в компанию через сайт, сарафанное радио и выставки. «Мы в третий раз участвуем в «Салоне каминов», в этом году за участие заплатили 110 000 руб. – отдача зависит от места в выставочном зале», – рассказывает Чернышева. «Веста-изразцы» росла вместе с нашей выставкой, в 2005 г. у компании был малюсенький стенд. Но после выставки был шквал звонков, и они поднялись», – комментирует руководитель проекта «Салон каминов» компании World Expo Group Инна Рыбакова.

Дело небыстрое

«Я заказываю в «Весте» плитку для интересных объектов и доволен сотрудничеством», – говорит индивидуальный предприниматель и прораб Сергей Манкевич. «Квадратный метр плоских однотонных изразцов стоит 9200 руб., изразцов с росписью и лепниной – до 40 000 руб. Цена складывается из стоимости глины (около 20 руб. за 1 кг), глазурей (до 1000 руб. за 1 кг), платы за электричество, затрат на аренду, рекламу, ремонт печей, зарплаты рабочих. Стоимость среднего заказа– около 90 000 руб. Для изразцов ручной работы это совсем недорого», – считает Чернышева. «Средняя стоимость нашего заказа – 15 000 евро», – комментирует дизайнер компании «Никанд» Екатерина Воронина. «Изразцы ручной работы стоят в полтора-два раза дороже промышленных аналогов. Конечно, в таких изразцах могут быть пузырьки, неровности, но это не брак, а признак ручной работы», – говорит Манкевич. «Никогда промышленная плитка не будет так хороша, как ручной изразец», – считает директор по развитию компании «Декоративная майолика» Андрей Константинов. «Клиенты не понимают, что изразцы ручной работы делаются 3–4 месяца, и удивляются, что мы не готовы выполнить их заказ за две недели», – смеется Чернышева.

Технология не продается

«50% игроков рынка изразцов – художники-одиночки, делающие прекрасные вещи, но по 2–3 камина в год, 40% – мастерские из 3–4 человек без образования юридического лица и только 10% – производства вроде нашего», – говорит Чернышева. «Одиночки и производства находятся на одном конкурентном уровне. В этом бизнесе многое зависит от творческих способностей автора, успеха могут добиться все», – считает Константинов. «Преимущество за малыми мастерскими и одиночками, имеющими возможность быстро перестраивать производство под стилистику каждого камина или печи», – уверен руководитель студии Art Fire Holl Дмитрий Холево.

«Спрос на изразцы постоянно растет, в последний год – на 20%», – отмечает Воронина. «Конкуренты потихоньку появляются. Но не давят. У нас очень сложная технология, которую нельзя купить, – говорит Чернышева. – В компании работает 30 человек, не считая приходящих художников. Производство в стиле Форда – у каждого своя операция. Полностью технологией не владеет никто: во-первых, это сложно, во-вторых, так мы страхуемся от ухода рабочих к конкурентам». Бывает, рабочих переманивают. Тем не менее Чернышева считает, что конкуренты пока не мешают: «Мы не воюем, а формируем рынок, даже объединяемся в интернете, создаем общую библиотеку картинок, не забывая ставить копирайт». «Если бы речь шла об однородном поточном продукте, рынок бы быстро насытился. Но художественные изразцы – это эксклюзив, многообразный и потому востребованный», – говорит Холево.

Дело вкуса

«Недавно мы заключили договор с партнерами из Германии, которые будут поставлять на российский рынок печи, а мы – делать для них изразцы, – рассказывает Чернышева. – Это обеспечит нам стабильность». «Нами накоплен почти вековой опыт изготовления шамотных изделий для сборки печей и каминов, а изразцы фирмы «Веста» отвечают вкусу потребителей, – комментирует инженер компании Wolfshöher Tonwerke Фридрих Мотовицкий. – Здешний рынок печей и каминов мы считаем перспективным». «Не каждый готов заказать изразцы для печи или камина. Для этого у клиента должны быть не только деньги, но и вкус», – считает главный редактор журнала «Камины и отопление» Сергей Экономов. «Зато постепенно развивается направление изразцов для квартиры, электрокаминов или просто для кухни», – говорит Чернышева. У нее же самой в соответствии с известной пословицей про сапожника и сапоги камина пока нет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *