Этапы производства керамики 1 Sep 2011 | Ольга Вереск

Этап 1
Глинозаготовка

Производство любой керамики (игрушек, изразцов, посуды) всегда начинается с подготовки глины. Настоящая глина для изразцов – либо терракотовая, либо красная гончарная. Глина должна “вылежаться”, чтобы стать пластичной, равномерной. На больших заводах глину предварительно очищают от органической примеси, окислов и прочего, что может в дальнейшем повлиять на качество изделия, на цвет, на глазурованную поверхность. Те, у кого есть возможность, закапывают подготовленную глину в землю – перезимовать. Вообще, чем дольше глина зреет, тем лучше у нее качество. Перемешав, промяв, пробив глиняную массу, можно переходить к этапу формовки самого изделия. Например, изразца.

Этап 2
Формовка изделия

Перед работой мастер обязательно еще раз проминает глину. Важно, чтобы внутри не было пузырьков воздуха, камушков, различных вкраплений. Для формовки изразца обычно используется гипсовая форма (эта форма чем-то напоминает форму для пряников). Мастер аккуратно набирает изделие в форме, а затем создает румпу. Румпа необходима для того, чтобы изразец можно было крепить на печь или камин с помощью проволоки. Это очень важный элемент, так как именно румпа самый главный технический признак изразца. Любой изразец можно прикрепить к поверхности печи, камина или фасада с помощью проволоки, а не только клея. Немного подсохнувший изразец из формы вынимают и отправляют в сушки. 

Этап 3

Сушка изразца

Изразец, сделанный из настоящей терракотовой глины, необходимо качественно сушить. Главное технологическое отличие изделий из шамотной глины и из терракотовой – это деформации при сушке. Шамотная глина имеет тут свое достоинство – ее меньше ведет. Терракотовую глину приходится сушить аккуратно – избегая сквозняков, влажности, холода. В сушильной камере изразцыпостепенно нагревают, поддерживая необходимый уровень влажности.

 Итак, более 2 недель изразцы проводят в сушильной камере. Особенно внимание уделяется углам и большим плоским изразцам.Во всех популярных книжках пишут, что сушить надо на чердаке, избегая прямого попадания солнечного света и сквозняков.

После столь долгой процедуры, изделия из керамики обычно отправляются в обжиг.

Этап 4. Бисквитный обжиг

Данный обжиг (изразцы еще не покрыты глазурью) называют утильным, бисквитным.

В процессе обжига происходит спекание черепка. Для этого обжиг проводится на температуре от 1000 до 1180 градусов в зависимости от вида глины.

Температура в печи поднимается постепенно, затем выдерживается температурная полочка, после чего печь начинает остывать.

 Наша глина до обжига имеет серый цвет, а после обжига – приятный розоватый оттенок.

Изделие до обжига очень хрупкое, любая лепнина проводится до обжига. ПОсле обжига изделие уже крепкое и что-то изменить в рельефе невозможно.

Этап 5. Глазуровка изделия

На данном этапе изразцы покрываются глазурью.

В зависимости от вида глазури и от потребностей, можно использовать следующие виды глазуровки:

  1. Глазуровка пульверизатором – метод очень удобен для эмалевый однотонных  глазурей

  2. Поливы – данный метод используется чаще всего для майоликовых глазурей, когда с помощью нескольких слоев и видов глазурей задается оттенок и придаются эффекты глазурям

  3. Окунание – метод позволяет глазуровать всевозможные небольшие рельефные изразцы или карнизы, углы. Опять же очень сильно зависит от вида используемой глазури.

  4. Нанесение кистью – глазурь наносится кистью, что придает изделию еще бОльший вид “ручной работы”, так как отлично видны всевозможные неровности. обычно данным способом глазуруются фасадные однотонные плитки.

Можно рассказать еще о “хитрых” способах глазуровки, но это уже интересно узкому кругу специалистов.

Этап 6. Роспись

В роспись художник забирает изразец на разных этапах в зависимости от того, какая технология используется.

  

Художник готовит специальные краски, которые подобраны именно для данной глазури и имеет необходимые свойства. Для классической росписи используются краски, которые и вплавляются в базовый слой глазури, и не растекаются в обжиге.

Художник изготавливает лекало для росписи изразцов, по которому потом и идет роспись.

Очень часто краски до обжига имеют иной цвет, чем после обжига, поэтому роспись панно часто ведется “вслепую”. И только высококвалифицированный художник-керамист работает керамическими красками легко и непринужденно, хотя доля риска всё-равно всегда есть.

Этап 7. Политой обжиг

Второй обжиг называют политым или глазуровочным. Изделие отправляется в обжиг для того, чтобы глазурь расплавилась и впиталась в основание, чтобы керамические краски приобрели свой настоящий цвет.

В процессе обжига могут происходить разные неожиданные смешения красок, ведь на высокой температуре (около 1000 градосов) происходят сложные химические процессы.

Часто “неожиданные смешения” делают запланированными, что позволяет украшать керамику всевозможными эффектами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *