Этап 1
Глинозаготовка
Производство любой керамики (игрушек, изразцов, посуды) всегда начинается с подготовки глины. Настоящая глина для изразцов – либо терракотовая, либо красная гончарная. Глина должна “вылежаться”, чтобы стать пластичной, равномерной. На больших заводах глину предварительно очищают от органической примеси, окислов и прочего, что может в дальнейшем повлиять на качество изделия, на цвет, на глазурованную поверхность. Те, у кого есть возможность, закапывают подготовленную глину в землю – перезимовать. Вообще, чем дольше глина зреет, тем лучше у нее качество. Перемешав, промяв, пробив глиняную массу, можно переходить к этапу формовки самого изделия. Например, изразца.
Этап 2
Формовка изделия
Перед работой мастер обязательно еще раз проминает глину. Важно, чтобы внутри не было пузырьков воздуха, камушков, различных вкраплений. Для формовки изразца обычно используется гипсовая форма (эта форма чем-то напоминает форму для пряников). Мастер аккуратно набирает изделие в форме, а затем создает румпу. Румпа необходима для того, чтобы изразец можно было крепить на печь или камин с помощью проволоки. Это очень важный элемент, так как именно румпа самый главный технический признак изразца. Любой изразец можно прикрепить к поверхности печи, камина или фасада с помощью проволоки, а не только клея. Немного подсохнувший изразец из формы вынимают и отправляют в сушки.
Этап 3
Сушка изразца
Изразец, сделанный из настоящей терракотовой глины, необходимо качественно сушить. Главное технологическое отличие изделий из шамотной глины и из терракотовой – это деформации при сушке. Шамотная глина имеет тут свое достоинство – ее меньше ведет. Терракотовую глину приходится сушить аккуратно – избегая сквозняков, влажности, холода. В сушильной камере изразцыпостепенно нагревают, поддерживая необходимый уровень влажности.
Итак, более 2 недель изразцы проводят в сушильной камере. Особенно внимание уделяется углам и большим плоским изразцам.Во всех популярных книжках пишут, что сушить надо на чердаке, избегая прямого попадания солнечного света и сквозняков.
После столь долгой процедуры, изделия из керамики обычно отправляются в обжиг.
Этап 4. Бисквитный обжиг
Данный обжиг (изразцы еще не покрыты глазурью) называют утильным, бисквитным.
В процессе обжига происходит спекание черепка. Для этого обжиг проводится на температуре от 1000 до 1180 градусов в зависимости от вида глины.
Температура в печи поднимается постепенно, затем выдерживается температурная полочка, после чего печь начинает остывать.
Наша глина до обжига имеет серый цвет, а после обжига – приятный розоватый оттенок.
Изделие до обжига очень хрупкое, любая лепнина проводится до обжига. ПОсле обжига изделие уже крепкое и что-то изменить в рельефе невозможно.
Этап 5. Глазуровка изделия
На данном этапе изразцы покрываются глазурью.
В зависимости от вида глазури и от потребностей, можно использовать следующие виды глазуровки:
Глазуровка пульверизатором – метод очень удобен для эмалевый однотонных глазурей
Поливы – данный метод используется чаще всего для майоликовых глазурей, когда с помощью нескольких слоев и видов глазурей задается оттенок и придаются эффекты глазурям
Окунание – метод позволяет глазуровать всевозможные небольшие рельефные изразцы или карнизы, углы. Опять же очень сильно зависит от вида используемой глазури.
Нанесение кистью – глазурь наносится кистью, что придает изделию еще бОльший вид “ручной работы”, так как отлично видны всевозможные неровности. обычно данным способом глазуруются фасадные однотонные плитки.
Можно рассказать еще о “хитрых” способах глазуровки, но это уже интересно узкому кругу специалистов.
Этап 6. Роспись
В роспись художник забирает изразец на разных этапах в зависимости от того, какая технология используется.
Художник готовит специальные краски, которые подобраны именно для данной глазури и имеет необходимые свойства. Для классической росписи используются краски, которые и вплавляются в базовый слой глазури, и не растекаются в обжиге.
Художник изготавливает лекало для росписи изразцов, по которому потом и идет роспись.
Очень часто краски до обжига имеют иной цвет, чем после обжига, поэтому роспись панно часто ведется “вслепую”. И только высококвалифицированный художник-керамист работает керамическими красками легко и непринужденно, хотя доля риска всё-равно всегда есть.
Этап 7. Политой обжиг
Второй обжиг называют политым или глазуровочным. Изделие отправляется в обжиг для того, чтобы глазурь расплавилась и впиталась в основание, чтобы керамические краски приобрели свой настоящий цвет.
В процессе обжига могут происходить разные неожиданные смешения красок, ведь на высокой температуре (около 1000 градосов) происходят сложные химические процессы.
Часто “неожиданные смешения” делают запланированными, что позволяет украшать керамику всевозможными эффектами.